Июл

3

М. Марианов, профессиональный кинетотерапевт, психолог, лауреат нац. премии «Золотой Водолей» (2001 г.)

Картинка 4 из 13

В сегодняшнем докладе об истоках современной биоэнерготерапии возникшей на западе в рамках П.А. – их исследований. Одним из первых аналитиков, который изучал энергетическую концепцию функционирования человека, был Австрийский аналитик Вильгельм Райх. В апреле 1997 года в Неаполе ( Италия ) состоялся международный конгресс, посвященный 100-летию одного из самых ярких ярких и талантливых, но вместе с тем противоречивых исследователей и мыслителей первой половины нашего века В. Райха. Этот юбилей Райха почти совпал со 100-летием П.А. -за, официальную дату возникновения которого отмечали в 1996 году.

Но исследования В. Райха не ограничивались Психоанализом. Его теоретические и практические исследования захватывают, увлекают, открывают новые пути в таких системах знаний как: социальная психология, психотерапия, сексология, психофизиология, биология, биофизика и это лишь основные направления его деятельности. Он видел человека как системообразующий фактор. Человек который взаимодействует с окружающим миром на основе социальных, биологических, психологических и энергетических взаимодействиях, поняв которые можно помочь ему в его становлении как личности. Знакомясь с биографией Райха, трудно избавиться от ощущения, что в его жизни было очень мало спокойных периодов.

Скандалы, слухи, сплетни о нем, конфликты с друзьями и властями были постоянными спутниками его жизни.
Родился В. Р. 24 марта 1897года в Галиции принадлежавшей австрийской империи. Отец Райха был весьма властным, деспотичным человеком с раздражительным характером. Его мать была красивой женщиной и хорошей домохозяйкой но находилась в подчинении у мужа. Впоследствии появился на свет его младший брат Роберт. После смерти отца Райх взял на себя, его обязанности по работе на ферме и продолжал учиться. В 1914 году разразилась первая мировая война, а в 1916году Вильгельм был призван в армию, где стал офицером. Вернувшись с войны в 1918году, Райх поступил на юридический факультет Венского университета, но, разочаровавшись к концу первого семестра в сделанном выборе, перевелся на медицинский факультет. В 1922году Райх закончил университет и получил медицинскую степень. В последующие 2 года он продолжил обучение на психиатра.

Во время учебы на первом курсе Райх посетил лекцию по психоанализу. С этого момента начинается отсчет бурного, интенсивного и плодотворного П. А. -го. периода его жизни. Одна из студенток, учившихся вмести с ним, позднее вспоминала, что он был лидером в студенческих дискуссиях и многие стремились быть его друзьями. На этом же курсе он был принят в члены Венского П.А.-го. Общества. С 1921 года Райх регулярно выступал с докладами в Венском П.А.-ом обществе и публиковал статьи в «Международном журнале психоанализа». В 1922 году Фрейд открыл в Вене П.А.-ую Клинику, и Райх стал его первым клиническим ассистентом. Фрейд ценил его не только как врага но и как подающего большие надежды молодого ученого и характеризовал Райха как, умнейшую голову в ассоциации.
По мере изучения различных способов проявления сопротивления и переноса в анализе Райх все больше убеждался, что различные защитные стереотипы не существуют изолированной независимо друг от друга, а представляют собой единую защитную систему – «броню», панцирь характера обладающую качественно новыми системными свойствами. Эта «броня» характера, подобно биологической гидре, имеет свойство регенерации. Ослабив какую-либо ее часть (определенное сопротивление), можно получить некоторое временное облегчение и инсайт, но через некоторое время «броня» залатает брешь в своей «кольчуге».

Без осознания этих характерных черт «брони» очень сложно добиться действительно устойчивого изменения личности.
Райх подробно исследовал, как эта мощная защитная система, «броня характера», проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, специфических позах, характерных телесных привычках, мимики лица, стереотипах поведения, способах общения с аналитиком и. т. д. Он не понимал почему его коллеги пренебрегают анализом поведения пациентов. То, как рассказывает пациент об эмоциональном для него событии, часто гораздо важнее того что он рассказывает. Это как может дать много важной информации не только действенных эмоциях, желаниях и страхах пациента, но и о тех защитных приемах которые он использует, чтобы не допустить о сознания опасных для него переживаний. Райх считал, что П.А.-ик не должен сразу же доверять откровениям пациента, которые могут быть в действительности не более чем красивыми защитными рисунками на «броне» характера.
По мнению Райха, телесный и психологический панцири функционально тождественны, т.е. ригидность мускулатуры и психологические защитные механизмы имеют одни и теже функции в психическом аппарате; они способны заменять друг-друга и подвержены взаимному влиянию.

Мышечный панцирь активно противодействует превращению без сознательных процессов в сознательные. В связи с этим он подчеркнул важность расслабления мышечного панциря и высвобождения блокируемой им энергии в дополнении к аналитической работе с патологическим материалом. Телесная «броня» мешая свободной циркуляции энергии в теле, приводит, по Райху, к сдерживанию сильных иллюзий, выражению которых приводит страх.
Если, например, сдерживаются сексуальные чувства, то, как отмечает Райх, у человека возникают эмоции агрессии, гнева, ярости, как реакция на фрустрацию, вызванную лишенностью сексуального удовлетворения. Эти эмоции в свою очередь, подавляются телесной «броней». Т.о., один из возможных путей формирования хронических мышечных зажимов может быть описан следующим образом: Сексуальное возбуждение сопровождается страхом, страх рождает тревогу ,тревога активизирует телесный панцирь, телесный панцирь подавляет сексуальный импульс, возникает фрустрация, фрустрация ведет к агрессии, агрессия сопровождается страхом наказания, страх рождает тревогу, тревога активизирует телесный панцирь, который подавляет негативные эмоции.

Защитное поведение, по Райху выражается не только в телесной броне, но и в стесненном дыхании. Человек путем напряжения различных частей своего тела пытается подавить или хотя бы удержать под контролем негативные эмоции, мышечные напряжения, в свою очередь приводят к нарушению дыхания. Согласно Райху, пока у человека блокировано эмоциональное самовыражение, дыхание не может быть свободным. Райх первым начал применять в психотерапевтических целях глубокое и частое дыхание и работать с пациентом, погруженным в измененное состояние сознания вызванным дыхательными упражнениями. Интенсивное дыхание, с точки зрения Райха, помогает активизировать ранее неосознаваемые глубинные мышечные зажимы и сдерживаемые ими эмоции, а так-же достигается физическое расслабление. Райх проводит экспериментальные исследования на основе их результатов делает вывод об открытии «универсальной первичной энергии», которое получает название «оргон». Его открытие мирового маштаба оценили немногие, даже после его встречи с Энштейном. Известно, что Райх интересовался различными восточными учениями и высоко ценил теорию и практику древних традиций.

Система расположения и функционирования чакр натолкнула Райха на мысль о том, что в организме человека нарушение циркуляции энергии так-же имеет сегментный характер. Т.е. если например, нарушена работа местной чакры, то это должно отразиться на панцирных сегментах лица, а именно на лбу, на глазах и в зоне скул. Если недостаточно свободно функционирует пятая чакра – это выражается на напряжении губ, подбородка и горла.
Сегментная структура панциря означает, что он образует кольцо, охватывающее голову со всех сторон. Назовем первое панцирное кольцо окулярным (область глаз), а второе -оральным (область рта). Окулярный сегмент панциря характеризуется контрактурой и неподвижностью мышц глазного яблока, век, лба, слезных желез и т.д. Это проявляется в неподвижности лба и век, пустом выражении глаз или в выступающих глазных яблоках, в маскообразном выражении или неподвижности лица по обеим сторонам носа. Глаза смотрят как-бы сквозь прорези в жесткой маске. Пациент не может широко открыть глаза, как при сильном испуге.

Многие пациенты не способны плакать, у многих глаза похожи на узкую щель. Лобне имеет никакого выражения, он как-бы «выровнен». Снятие акулярного сегмента достигает тем, что пациента просят широко открыть глаза, как-бы в сильном испуге; при этом лоб и веки активно участвуют в выражении эмоций. Сегменты панциря, т.о. состоят из органов и мышц, находящимся в функциональном контакте друг с другом и способных к взаимодействию. Разделение сегментов видно там, где при движении одних мышц другие мышцы остаются незадействованными. Сегментная структура панциря всегда расположена поперек туловища и никогда вдоль него. Единственным исключением являются руки и ноги. Второй или оральный сегмент панциря включает мускулатуру подбородка, горло и затылочную мускулатуру, включает кольцевидную мышцу рта. Но даже после снятия двух самых верхних сегментов панциря пациенту может быть по прежнему трудно импульс плача до тех пор, пока пятая и четвертая чакра на уровне горла и грудной клетки все еще находятся в состоянии спастического сжатия.

Эта трудность в освобождении эмоций раскрывает существование очень важного биофизиологического фактора:

1) Панцирное покрытие состоит из сегментов, образующих кольца под прямым углом к позвоночнику.
2) Плазменные потоки и эмоциональные возбуждения происходящие в теле проходят вдоль оси тела.

Запрет на телесное выражение эмоций работает под прямым углом к идущему энергетическому потоку. В организме, покрытым панцирем, энергия органа сдерживается хроническими мышечными спазмами. После того, как панцирные кольца ослабевают, телесный оргон не сразу находит свободные пути для движения. Сначала появляются спазмы, покалывание и ощущение «мурашек». Это означает что панцирь ослаблен и энергия освобождается. Истинные ощущения текущих потоков энергии не появляются до тех пор, пока не будут сняты остальные сегменты панциря, такие, как блоки в мускулатуре глаз, рта, шеи и диафрагмы. Затем становится ясно видны волнообразные сокращения в освободившихся частях тела, движущиеся к голове и вниз, к гениталиям. Очень часто организм реагирует на появление этих потоков и конвульсий образованием нового панциря. Спазмы глубокой мускулатуры горла, реверсивная перистальтика пищевода, тики диафрагмы другие явления ясно демонстрируют борьбу, идущую между потоками энергии и панцирными блоками. Поскольку происходит освобождение мощных потоков энергии, с которыми пациенту трудно справиться, поскольку многочисленные спастические преграды все еще перекрывают путь плазменным потокам, у пациента развивается сильное чувство тревоги. Третий панцирный сегмент так-же находится на уровне 5 чакры и покрывает глубокую мускулатуру шеи, грудинно-ключично-сосцевидную мышцу. Для того чтобы ощутить действие третьего сегмента, достаточно представить себе ощущения, возникающие при сдерживании гнева и слез. Спазматические сокращения шейного сегмента включают так-же язык. Движения адамого яблока ясно показывают, как импульс гнева или плача, без осознания этого пациентом, буквально «проглатывается». Лучшим способом прекратить это «проглатывание» является активизация рвотного рефлекса, поскольку при рвоте волны возбуждения в пищеводе идут в направление противоположном «глотанию» гнева или плача. И если пациента действительно вырвет, то сдерживаемые эмоции будут освобождены. Подобные процессы можно увидеть на сеансах космоэнергетики. Перейдем к четвертому сегменту который соответствует 4-ой грудной чакре. Наличие грудного панциря выражается в постепенном положении вдоха, поверхности дыхания и неподвижности грудной клетки. Как известно положение вдоха является одним из самых важных способах подавления любого вида эмоций. (Грудной панцирь особенно важен не только потому, что является основной частью общего панциря организма, но и потому, что именно в груди симптомы аллопатической болезни приобретают особенно опасный характер).

Грудной панцирь включает в себя следующие группы мышц: межреберные, грудные и дельтовидные мышцы, а так-же мышцы лопаток. Грудной панцирь обычно дает о себе знать в появлении «самоконтроля» и «сдержанности». Плечи обычно отведены назад, буквально выражая отстраненность. Вместе с местным панцирем грудной панцирь выражает «злобу» и «напряженность шеи». При отсутствии панциря четвертый сегмент выражает «свободно текущие чувства» При наличии же панциря выражается «неподвижность» или «неспособность к движению». Хроническое расширение грудной клетки может привести к повешенному кровяному давлению, учащенному сердцебиению и тревожности, а в особо тяжелых и длительных случаях – к увеличению сердца.

Можно предположить, что туберкулез и пневмания также возникают в результате этого. Выразительными движениями рук направляются плазменными потоками. А панцирь грудного потока приводит к «неуклюжести» рук и в основном является причиной «жесткости» и «недоступности». В очень тяжелых случаях руки, особенно кончики пальцев, становятся недоступными для потоков энергии, холодеют, делаются безжизненными и иногда болезненными.!
Во многих случаях причиной установления панциря в лопатках и руках является подавленный силой импульс задушить кого-либо, что и приводит к контрактуре кончиков пальцев. Жизнь подобных пациентов обычно характеризуется общим отсутствием инициативы и проблемами в работе из-за неспособности свободно использовать свои руки. У женщин это часто обнаруживается в нечувствительности сосков. Проблемы в получении сексуального удовольствия и отвращение к кормлению грудью являются результатом этого панциря. Между лопатками и трапециевидными мышцами часто находятся 2 болезненных панцирных узла, при наличии которых на лице пациента появляется выражение подавленной злобы и недоброжелательности которое в сочетании с отведенными назад плечами придает индивиду выражение «Я не буду». В покрытой панцирем грудной клетке межреберные мышцы становятся очень чувствительными к щекотке. Следует подчеркнуть, что невозможно восстановить органическую потенцию без предварительного расслабления грудного панциря и освобождения эмоций ярости, влечения и истинного плача. Грудной панцирь является центральной частью всего мышечного панциря. Он развивается во время критических конфликтов детства, возможно, гораздо раньше тазового рефлекса. Т.о., легко понять, что травматические воспоминания о различных несправедливых действиях по отношению к ребенку, о разочаровании в любви и родителях проявляются в процессе снятия панциря. Пятый панцирный блок находится на уровне третьей чакры. Этот панцирный сегмент является кольцом, охватывающим эпигастриум нижнюю часть грудины до 10, 11 и 12 грудных позвонков. Он включает в себя диафрагму, желудок, солнечное сплетение, поджелудочную железу и два ясно видных болезненных мышечных узла вдоль нижних грудных позвонков. Это кольцо выражается в лордозе позвоночника. Пациент, при этом, практически не способен наклониться вперед. А диафрагмальный блок вместе с охватывающим его панцирным кольцом не позволяет энергии двигаться вверх от желудка ко рту. И так называемые «нервные» расстройства желудка, по мнению Райха, являются прямым результатом наличия панциря в этой зоне. Рвотный рефлекс быстро и радикально разрушает панцирь диафрагмального сегмента. Рвота сопровождается конвульсиями всего тела, быстрым сокращением пищевода, вместе с резким наклоном вперед головы и таза. На спине в сегмент входит также нижняя часть широчайших мышц спины. Этот блок легче других поддается расслаблению. Его расслабление открывает путь к седьмому, тазовому сегменту находящего на 2-ой чакры. Панцирь таза включает в большинстве случаев практически все мышцы таза. Таз «мертв» и лишен выражения – это является эмоциональным выражением асексуальности. Эмоционально здесь не возникает никаких ощущений или возбуждения; патологические симптомы многочисленны. Среди них запор, люмбаго воспаления яичников, палипов мочевого пузыря, доброкачественные и злокачественные опухали, вагинальная анестезия и раздражение уретры. Часто возникает инфекция мочевых органов. Существует особая тазовая тревога и специфическая тазовая ярость. Как и везде в живом организме в области таза подавленное удовольствие превращается в импульс ярости, а подавленная ярость в мышечный спазм. Кроме выражения гнева здесь присутствует и выражение презрения: презрение к тазу и всем его органам, к сексуальному акту и, особенно к сексуальному партнеру. Райх утверждал на основе своего обширного клинического опыта, что только в небольшом числе слухов сексуальный акт основан на любви.

Наследие работ Райха просто огромно, но в рамках доклада мы рассмотрим лишь небольшую часть его работ имеющую для нас большой интерес. И все-же нельзя не упомянуть об энергетических разработках, которые он вел с 1950 года. В этом периоде Вильгельм Райх начал разрабатывать специальные технические устройства, которые, как он считал, аккумулируют атмосферную оргонную энергию. С их помощью он стал лечить различные психические и психосоматические заболевания. Его характероаналитическая вегетотерапия преобразовалась в биофизическую оргонную терапию. С помощью этой аккумулированной энергией он успешно лечил даже раковые опухали. Райх психоаналитик впоследствии стал Райхом – биотерапевтом. В 1954 году Федеральное продовольственное и лекарственное управление США запретило Райху производство и распространение оргонных аккумуляторов. Райх игнорировал запрет и продолжал свою деятельность. В мае 1956 года состоялся суд, на котором он был признан виновным. Его приговорили к 2 годам тюремного заключения. Все книги Райха, в которых развивалась Оргонная теория, по постановлению суда были сожжены, а сделанные приборы – аккумуляторы уничтожены. З ноября 1957 года, в возрасте б0 лет, Вильгельм Райх умер от инфаркта в Федеральной тюрьме США. Наследие Райха до недавнего времени было мало известно, а тем более изучено в нашей стране. Тем не менее работы Райха, легли в основу всего обширного спектра телесно -ориентированных, дыхательных и отчасти гештальттерапевтических методов психотерапии. Проведенные же Райхом исследования оргонных энергетических излучений живых организмов и человека дали возможность целителям работающим с энергиями лучше ориентироваться в этой непростой работе,
И все-же было бы непростительно не упомянуть об ученике и последователе В. Райха, а именно о создателе биоэнергетике американском психотерапевте Александре Лоуэне.

Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт биоэнергетического анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах. Лоуэн был согласен с Райхом в том, «по в процессе жизни учавствует особый вид энергии которую они назвали «оргон».- протоэнергией Вселенной. Но чтобы избежать споров при использовании термина «оргон» А. Лоуэн, говоря об энергии жизни использовал термин — биоэнергия, а свою концепцию он назвал биоэнергитическим анализом. Он говорил о том, что процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Чувство единения с вселенной можно достичь, утратив или преодолев свое эго. Эго -это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система основной чертой которой является состояние возбуждения. Лоуэн писал, что одной из самых частых проблем здоровья людей в нашей культуре является депрессия. Человек в состоянии клинической депрессии может лежать без движения в кровати или сидеть в кресле, не показывая ни малейшего желания активно участвовать в жизни. Во множестве случаев сопутствующих симптомом является чувство отчаяния. Лоуэн, утверждал, что конкретной травмой предрасполагающей человека к депрессии, является потеря любви. Грудной ребенок, которого лишили телесного контакта с матерью или личностью, которая заменяла ему мать, может впасть в состояние депрессии и умереть.

А приятная физическая близость дает позитивные эффекты всю жизнь, обновляя энтузиазм и жизненную силу человека.
Если тело не нуждается в дополнительной энергии, то избыток питания откладывается в виде жира, а избыток кислорода ведет к состоянию гипервентиляции. Организму необходимо равновесие между использованием энергии и ее накоплением. Увеличение базового уровня энергии у человека можно добиться только благодаря оживлению тела по средствам выражения чувств. Лоуэн так – же много писал о пользе правильного дыхания. Глубоко дышать – означает глубоко чувствовать. Если мы глубоко дышим животом, эта область оживает. Сдерживая глубокое дыхание мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Одним из этих чувств является грусть, так как живот принимает участие в глубоком плаче. Дети рано понимают, что посредством втягивания и напряжение живота можно избежать болезненных чувств грусти и печали. Иметь плоский живот может казаться эстетичным и молодым. Чтобы подчеркнуть свою молодость, манекенщицы в журналах обычно позируют с втянутыми, плоскими животами. Но плоский живот указывает также на недостаточную полноту жизни. Когда мы определяем нечто, как плоское, мы имеем в виду, что эта вещь не имеет вкуса, цвета и оригинальности. Часто люди с плоскими животами жалуются на внутреннюю пустоту. У таких людей сексуальное возбуждение ограничено, главным образом, гениталиями. Эта проблема является следствием сдерживания сексуальных чувств в детстве. В этих случаях необходимо склонить этого человека к глубокому дыханию животом, чтобы вернуть ему жизнь и чувствительность в эту область тела. Если вы склонны подавлять свои чувства, если вы не можете выплакаться, то, вероятнее всего, у вас будут нарушения дыхания. Женщины более свободны в выражении чувст, чем мужчины; плач приходит к ним легче, и в результате их дыхание более свободно, у них реже встречаются сердечные недомогания, и они живут дольше. Курение, в свою очередь создает впечатление дыхания, не доставляя, однако, организму достаточно кислорода, который мог бы пробудить болезненные чувства. В интересах собственного здоровья важно, чтобы мы создали свой стиль дыхания.

И все же ничто так не улучшает дыхания, как хороший плач. Плач – наш главный механизм, освобождающий напряжение, и единовременно который доступен грудному ребенку. Но например для мобилизации агрессии нужны намного более сильные эмоции. Такой эмоцией является гнев, то есть нужна эмоциональная разрядка, например удары по кушетке в позиции стоя. Свободное дыхание — это дар бога который, который вдохнул жизнь в наши тела
Когда мы душим глубоко, нам легко понять насколько правильно устроен мир, насколько он красив и справедлив.
Лоуэн много писал о состоянии грации – как об естественном атрибуте живущих в состоянии невинности. Утрата грации человеком произошла в ту минуту, когда он познал добро и зло. И грациозное тело редкость среди взрослых людей. Грация и здоровье основываются на равновесие от которого зависит здоровье. Ключевым словом тут является движение. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию, и наше тело становится механическим.
Застывшие напряженные мышцы делают невозможными спонтанные движения, так что человек уже не осознает гнев или какое — либо другое чувство, также как не осознает тот факт, что подавляет свои чувства. Чувствительность в данном месте исчезает, и человек перестает чувствовать напряжение. Через много лет, когда мышцы слабеют, возникает боль, но человек не может связать эту боль с подавлением чувств. Эмоции – это непосредственное выражение духа человека. Часто возникает амбивалентность чувств особенно на почве конфликтных отношений в детстве, когда чувства ребенка травмируются родителями. Такая амбивалентность проявляется таким же образом, каким личность проявляет любовь. Исчерпывая себя любовь превращается в ненависть. Можно сказать, что импульс стремления к любви был подавлен. А в заключении хотелось бы сказать о понимании Лоуэном сексуальности и духовности. Многие люди придерживались мнения, что духовность находится в голове, а сексуальность в нижних частях тела. Этот взгляд противоречит действительности, так как человеческое существо в каждой своей клеточке имеет свои полярности.

У мужчин каждая клеточка имеет 2 хромосомы Y, в противоположность клеткам тела женщины, которые имеют по одной хромосоме X и Y. Подобным образом духовность -это функция всего тела. В отрыве от сексуальности духовность становится абстракцией, а сексуальность, оторванная от духовности, является только физическим актом. Когда чувство любви проникает из сердца в голову, человек ощущает единство с Абсолютом —тем, что присутствует везде. Когда оно наполняет бедра и ноги, человек ощущает свою связь с землей. Перемещаясь вверх, наш дух приобретает черты янь, а перемещаясь вниз черты инь. Основной постулат биоэнергетики состоит в том, что протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий характер, это означает, что оно не в состоянии перемещается в одном направлении дальше, чем в другом. То есть мы духовны ровно настолько, насколько мы сексуальны. Когда наш дух полностью вовлекается в какой-нибудь акт, то этот акт становится духовным, благодаря трансценденции нашего Я. Эта трансценденция наиболее ощутима в половом акте, если он приводит к объединению двух людей в танце жизни.
Когда наступает это объединение, любовники преодолевают границы своего сознания, чтобы соединиться с силами Вселенной. Ключом к такому единению является любовь. Также, как и подавление любой другой эмоции, подавление сексуальных чувств происходит посредством хронического напряжения мышц, что препятствует достижению чувства возбуждения поясницы сделает невозможным свободное движение тазом. Люди подавляют свои сексуальные чувства, если они становятся источником боли, унижения и опасности. Качество сексуальных ощущений человека зависит от его энергетического потенциала, так как снижение энергетического уровня означает снижение уровня ощущения.
А в целом, следует повторить ту мысль, что жизненный опыт человека формирует структуру всего тела, которая в свою очередь, формирует его личность.

Анализируя весь вышеприведенный материал, невольно приходишь к логическому умозаключению, что биоэнергетика – более сильная и эффективная техника, чем обычный анализ, так как она позволяет напрямую прикоснуться к тому, что не осознается. Читая «язык тела», терапевт может немедленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряженных областях. Работая с телом через разнообразные упражнения, которые разработал Лоуэн, пациент учится чувствовать эти напряжения и входит в контакт именно с тем, что не осознавалось. Такой подход не игнорирует применение словесного анализа, в том числе толкование снов и анализ сопротивления и переноса но концентрируется прежде всего на теле. Лоуэн писал: – «Мы представляем себе ад, как место, расположенное глубоко в пределах земли. Но наш собственный ад находится глубоко в пределах нашего тела, в полости таза, где покоится наша сексуальность, закованная в цепи. Тут находятся корни нашей настоящей духовности, таится энергия кундалини. Это здесь, в лопе, начинается жизнь, и здесь мы впервые получаем опыт райского счастья. Когда мы появляемся на свет , мы как бы изгоняется из рая.

И хотелось бы закончить доклад цитатой из книги А. Лоуэна:
- «Пульс жизни присутствует в каждой клетке и в каждом органе тела, однако наиболее ощутима пульсация сердца, и она ощущается как чувство любви. Любовь является настоящим духовным чувством. А любить себя не означает самовлюбленность. Любить себя означает любить жизнь и все, что живет. Мы не сможем по настоящему любить кого-то, если мы не любим самого себя. Без любви к себе человек только принимает и ничего не отдает взамен. С любовью к себе мы сможем достичь трех форм грации: Грацию животных или интеграцию, которая основывается на полном и свободном протекании возбуждения в теле; человеческое обаяние, благодаря применению в жизни правила «быть верным самому себе» и благодаря перенесению этого правила на ближних через ласковые поступки; и духовного блаженства, посредством единения с высшим порядком. Только через интеграцию личности на этих трех уровнях нам удается раскрыться к запредельности, которую мы называем «состояние блаженства», а в сущности – настоящей духовностью тела. Как сказал так-же В. Райх: -«Начинается новая эра, эра естественности, не тоски, по счастью, а достижение этого счастья.»

инфо

Картинка 7 из 13

Комментарии закрыты.