Июл

4

Душа и тело

Многие из нас верят в существование души и тела, но не все знают, как они соотносятся друг с другом, т.е. отлична душа от тела или же они – одно целое. Джайны считают, что душа отличается от тела. До тех пор, пока душа не освободилась от пут кармы, она будет пребывать в различных телах в зависимости от того, какого удела она заслужила по делам, совершенным в предыдущих жизнях.

В джайнских писаниях упоминается дискуссия по этому поводу, имевшая место между джайнским монахом Кешикумарой, принадлежавшим к общине Паршванатхи (23-го тиртханкары), и царем Парадеши. Монах был усердным, практиковал очень высокие аскезы, обладал ясновидением и способностью читать чужие мысли, а царь не верил ни в религию, ни в существование души.

Как-то утром царский возничий Читра (Чайтра) привез царя к тому месту, где монах Кешикумара произносил проповедь.

Увидев монаха, царь Парадеши спросил: «Кто этот монах? На что он существует? Что пьет? Почему выглядит таким здоровым и крепким физически? И что он проповедует, коль скоро к нему стеклась такая большая толпа?»

Чайтра ответил: «Ваше величество! Это монах Кешикумара из общины Паршванатхи. Он благороден от рождения и обладает четырехчленным знанием».

Когда царь с возницей приблизились к Кешикумаре, ачарья обратился к царю с такими словами: «Вы хотели знать, что этот глупец, не дающий никому покоя, проповедует громко кричащей толпе?»

Удивленный царь ответил: «Да, но как Вы это узнали?»

Ачарья ответил: «О царь! В наших писаниях, составленных непревзойденными победителями, утверждается, что знание бывает пяти видов: получаемое посредством чувств (мати-джняна), получаемое посредством слушания (шрута-джняна), ясновидение (авадхи-джняна), знание мыслей других (манахпарья-джняна) и всеведение (кевала-джняна). Я достиг первых четырех из этих пяти, потому и прочитал твои мысли».

Сев, царь спросил ачарью: «Господин, джайнские монахи учат, что душа и тело – различные сущности. Так ли это?»

Кешикумара ответил: «Да, мы считаем, что это так».

Царь сказал: «Душа и тело – одно и то же. Посмотрите, как я пришел к такому выводу. Мой дед – он тоже был царем в этом городе – заботился только о чувственных удовольствиях, полагая, что заботится о душе. Он пренебрегал нуждами подданных и творил несправедливости. Согласно джайнской религии, он должен был переродиться в каком-то из адов. Я его любимый внук и веду точно такую же жизнь. Из любви ко мне он мог бы прийти сюда и предупредить меня: “Внук, не совершай грехов ради своего тела, поскольку душа и тело – различные вещи. Я страдаю в аду, поскольку заблуждался”. Но он так и не пришел. Поэтому я полагаю, что тело и душа – одно и то же».

Ачарья спросил: «А что бы ты сделал, случись некому молодому человеку совратить твою прекрасную царицу?»

Царь ответил: «Господин, я бы повесил его, предварительно отрубив ему руки и ноги».

Ачарья спросил: «О царь, согласился бы ты подождать несколько часов с казнью, чтобы позволить тому человеку предупредить родственников и друзей не совершать такого деяния?»

Царь ответил: «Никогда! Я бы повесил его немедленно».

Ачарья сказал: «О царь! Вот так же и твой дед беспомощно претерпевает наказание за свои грехи. Как ты не позволил бы тому человеку предупредить его родственников, так и жестокие стражи ада не освободят твоего деда, даже если бы он и хотел предупредить тебя. Поэтому ты не должен заключать, что тело и душа – одно и то же».

Царь сказал: «Тогда послушай еще один пример, укрепляющий мою убежденность в том, что не существует такой независимой сущности, как душа. Моя бабка была очень религиозной и почитала джайнских монахов. Она хорошо знала такие основы, как живая и неживая субстанции, вела религиозную жизнь и выполняла многочисленные аскезы. По мнению джайнов, после смерти она должна была вознестись на небеса. Я ее внук, о котором она много заботилась. Она могла бы спуститься с небес и сказать мне: “Внук, практикуй религию и делай что-нибудь для своей души”. Но этого до сих пор не произошло. Поэтому я не склонен верить, что душа и тело различные сущности».

Ачарья сказал: «Предположим, ты принял ванну и надел белые одежды, чтобы пойти в храм. А по пути кто-то из туалета позвал тебя зайти туда, чтобы поговорить с ним. Ты бы сделал это?»

Царь ответил: «Я бы никогда не пошел в такое скверное и грязное место».

Ачарья сказал: «Вот так же и твоя бабка не придет и не скажет о том счастье, которое она получила, по следующим причинам:

1. Земной мир пахнет весьма мерзко. Этот запах отталкивает богов, потому они не питают желания возвращаться на землю.

2. Боги настолько поглощены своим счастьем, что не хотят отказаться от него ни на мгновение.

3. Боги вступают в новые любовные отношения с другими богами и богинями, что дает им много большее наслаждение, чем человеческие отношения.

4. Даже если боги, занятые своим небесным счастьем, и хотели бы вернуться в человеческий мир, хотя бы на краткий миг по их времени, то в пересчете на наше земное время этот миг обернулся бы тысячелетиями. К тому времени все их человеческие родственники умерли бы, так что не осталось бы никого, к кому можно было бы прийти.

Из этого ты должен понять, что тот факт, что твоя бабка не возвращается, чтобы предупредить тебя, еще не доказывает, что душа и тело – одно и то же».

Царь сказал: «Послушайте еще один пример в этой связи. Как-то, когда я сидел на троне, стражник притащил ко мне вора для наказания. Я засунул его в железный ящик и плотно закрыл железной крышкой. А щель между крышкой и самим ящиком была заварена так, что не осталось ни одной дырки. Когда через несколько дней ящик открыли, там нашли труп. Если душа и тело различны, то могла ли душа сбежать из такого ящика? Так что я утверждаю, что душа и тело – одно и то же, и когда прекращается активность тела, то прекращается и активность души».

Ачарья ответил: «Предположим, некий человек с колоколом и молотом заперт в большом помещении с круглым куполом, двери которого плотно закрыты и запечатаны так, что и воздух не может проникнуть. Если этот человек, сидящий внутри, начнет звонить в колокол, то услышите ли вы этот звук снаружи?»

Царь ответил: «Да, звук будет слышен».

Ачарья спросил: «Но ведь там нет ни одной дырки?»

Царь ответил: «Даже если там нет ни одной дырки, я все равно услышу звук».

Ачарья сказал: «Как звук может выйти за пределы такой комнаты без дырок, так и душа может уйти из ящика. Душа может проходить через металл, камень, стены и уйти откуда угодно».

Царь сказал: «Как-то я взвесил живого вора, потом казнил его и взвесил опять. Никакой разницы в весе не было. Если душа и тело различны, то должно было быть хоть какое-то уменьшение веса, но поскольку его не было, то я считаю, что душа и тело – одно и то же».

Ачарья спросил: «А ты когда-нибудь наполнял воздухом кожаный мешок? Есть ли какая-либо разница в весе между пустым мешком и наполненным воздухом?»

Царь ответил: «Нет такой разницы».

Ачарья спросил: «Если нет разницы в весе между пустым мешком и наполненным воздухом, значит ли это, что первый мешок не содержит воздуха? О царь! Вес – это качество безжизненной материи, а для восприятия таковой необходимо осязание. Материю невозможно взвесить, пока не возьмешь и не потрогаешь ее. Как можно взвесить или потрогать душу, если она полностью отлична от тела?»

Царь ответил: «Как-то в поисках души я рассек вора на куски, но не смог найти душу ни в одном из них. Потому я считаю, что душа и тело – одно и то же».

Ачарья сказал: «Все знают, что огонь находится в палочках арани (вид дерева, из которого с помощью трения можно получить огонь). Можно ли его найти, если разрубить палочку на куски? Так что глупо полагать, что душа не существует, на том основании, что ты не нашел ее ни в одном из кусков тела».

Царь сказал: «Господин! Вера в то, что душа и тело – одно, перешла ко мне от отца и деда. Это моя наследственная вера. Как я могу отказаться от нее?»

Ачарья ответил: «О царь! Если ты не откажешься от таких убеждений, то тебе придется пожалеть об этом, подобно упрямому человеку, не желавшему сбросить железную ношу».

Царь спросил: «Кто этот человек и почему он пожалел об этом?»

Тогда ачарья рассказал такую историю: «Несколько человек, желавших разбогатеть, пошли в лес. Там они нашли богатую железнорудную жилу. Поразмыслив о пользе железа, они набрали каждый по куче и пошли дальше. Через некоторое время натолкнулись на свинцовую жилу. Поскольку свинец дороже железа, все они, кроме одного человека, не желавшего выбросить железо, оставили прежний груз и набрали свинца. Товарищи пытались переубедить его, но он ответил: “Я слишком долго тащил эту ношу. Она хорошо связана, и я не хочу бросать ее, чтобы набрать свинца”. Далее они натыкались поочередно на жилы меди, серебра, золота и алмазов, и все, кроме одного, не желавшего изменить свое мнение, бросали менее ценный груз ради более ценного. Наконец они пришли в город, где и продали свои алмазы. Это сделало их очень богатыми и счастливыми. Тот же, который принес железо, заработал немного. Опечалившись, он подумал: “Я тоже мог бы заработать большое богатство, если бы бросил железо и взял алмазы”. Вот так же и ты, царь, будешь раскаиваться, если не откажешься от своего упрямства».

Такие объяснения монаха Кешикумары убедили царя в том, что душа отлична от тела.

«Я – душа. Я живу в теле. Я невидима. Я обладаю бесконечной силой. Тело и Я – две различные вещи. Без меня тело не может ни видеть, ни думать, ни чувствовать».

инфо

Комментарии закрыты.