Ноя

23

Нарциссическое расстройство личности. Образование «ложного – Сэлф» Иванищева Л.В.

Понятие «нарциссизм» было введено в научную литературу английским ученым X. Эллисом, который в работе «Аутоэротизм: психологическое исследование» описал одну из форм извращенного поведения, соотнесенную им с мифом о Нарциссе. Согласно этому мифу отличавшийся необычной красотой юноша нарцисс отвергал всех женщин добивавшихся его расположения и любви. Когда одна из отвергнутых им /нимфа Эхо/ не вынесла страданий безответной любви и умерла, Богиня правосудия Немезида решила наказать Нарцисса: увидев свое отражение в озере, юноша настолько влюбился в него, что, будучи не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от любви к себе.

В психоанализе термин «нарциссизм» был использован 3. Фрейдом для характеристики процессов либидо, направленных не на другие сексуальные объекты, а на собственное Я. В работе «О нарциссизме» 3. Фрейд не только выдвинул предположения, что проявления либидо, заслуживающие названия нарциссизма, имеют место в нормальном сексуальном развитии человека, но высказал соображения, в соответствии с которым нарциссизм не является перверсией и может быть рассмотрен в качестве либидозного дополнения к эгоизму инстинкта самосохранения. Тем самым в психоанализе был поднят вопрос о необходимости признания того, что 3. Фрейдом было названо «первичным нормальным нарциссизмом».

С этой точки зрения в классическом психоанализе признавались две формы нарциссизма. Первичный нарциссизм, связанный с проявлением сексуальности ребенка, направленный на самого себя, и вторичный нарциссизм, соотнесенный с направленностью сексуальности взрослого человека на собственное Я. Обращаясь к рассмотрению нарциссизма, Фрейд провел различия между явлением и эгоизмом. Для него нарциссизм – это либидозное дополнение эгоизма. В отличие от эгоизма, который не включает в себя либидо, нарциссизм имеет либидозную окраску, не зависимо от того, направлена сексуальность на объекты или на собственное Я.

Фрейд исходил из того, что переход объект – либидо в Я – либицо можно рассматривать в качестве нормального явления, как это имеет место, например во время сна. После завершения сна Я – либидо совершенно безболезненно переходит в объект – либидо. Но если в результате действия какого либо энергичного процесса сексуальность как бы насильно отнимается у объекта, то, оказавшись нарциссическим, либидо может не найти обратную дорогу к объекту. Возможно, нарушение подвижности либидо, в результате чего оно может стать патогенным. Фиксация либидо, ведущая к образованию симптома, оказывается на более ранних стадиях развития, чем это обычно имеет место при истерии и неврозе навязчивых состояний. Можно было бы сказать, что фиксация либидо происходит на стадии примитивного нарциссизма. Конфликт разыгрывается между сексуальными влечениями и влечениями Я, но на ином уровне. И в этом случае можно говорить о нарциссическом неврозе.

С различением объект – либидо и Я- либидо, с уделением внимания влечениям Я психоанализу открылся путь к изучению нарциссических неврозов, и исследования различных форм нарциссических заболеваний, включая манию величия и бред преследования.
Американский психоаналитик Э.Фромм выдвинул свое понимание нарциссизма. В его представлении нарциссический человек не обязательно должен делать предметом своего нарциссизма всю личность: часто нарциссическую окраску приобретают отдельные аспекты личности, включая физические способности, интеллигентность, остроумие, честь; иногда нарциссизм относится к таким качествам, который нормальный человек не гордится, например, боязливость. Для нарциссического человека каждое из этих частных свойств, образующих его Самость, может быть объектом нарциссизма.

Особым объектом рассмотрения Э. Фромма стала патология нарциссизма связанная с потерей человеком рационального суждения /все, что принадлежит ему, переоценивается, все , что находится в не его самого недооценивается/, эмоциональной реакцией на критику объекта нарциссизма /озлобленность, взрывная ярость, или депрессия/, одержимостью манией величия /потребность переделывать мир под себя таким образом, чтобы он соответствовал собственному нарциссизму/ . Нарциссизме он различал две формы -доброкачественную /объектом нарциссизма является результат собственных усилий/ и злокачественную /предметом нарциссизма служит собственное тело, внешний вид и т. д./. В доброкачественной форме присутствует элемент коррекции, в злокачественной он отсутствует. Проводя различие между индивидуальным и общественным /групповым/ нарциссизмом, Э. Фромм рассмотрел социологические функции последнего, связанные с доброкачественными и злокачественными формами его. Потребность осуществлять созидательные действия заставляет выйти за пределы узкого круга интересов группы, что сопровождается развитием доброкачественного нарциссизма. Если объектом нарциссизма яв-ся сама группа /ее блеск, слава, прежние достижения/, то постоянное разрастание нарциссического ориентирования, ведет к развитию злокачественной формы: «групповой национализм «белых» или «арийцев» может быть столь же злокачественным, как экстримальный нарциссизм отдельного человека». Как и при индивидуальном нарциссизие симптомом патологии общественно нарциссизма яв-ся, по мнению Э. Фромма, недостаток объективности и способности к разумному суждению.

В понятиях психоанализа человек достигает полной зрелости, когда он освобождается как от индивидуального, так и от общественного нарциссизма.

В статьях О. Кернберга «Пограничная организация личности» и «Факторы в психоаналитическом лечении нарциссических личностей» рассматривались специфические проявления того типа пациентов, главной проблемой которых являлось нарушения самооценки в результате нарушений объектных отношений. Такие пациенты относятся к нарциссическим личностям и характеризуются проявлением сильной потребности любви и восхищении со стороны других люде, высоким мнением самих себе и необычной потребностью в уважении со стороны других, стремлением идеализировать других людей /от которых ожидают поддержку для своего нарциссизма/ и презирать других /от которых ничего не ждут/. Анализ таких нарциссичесих пациентов показывает, что их высокомерие, напыщенность, холодность и жестокость в действительности яв-ся защитой паранояльных черт, образующихся в результате проекции орального гнева – основного фундамента их психопатологии.

В своей работе «Психоаналитическая диагностика» Ненси Мак- Вильяме пишет: «Всем из нас свойственна уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными себя чувствуем. И пытаемся строить нашу жизнь таким образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Наша гордость возрастает при одобрение и увядает при не одобрении со стороны значимых других. Для некоторых из нас озабоченность «нарцисическим запасом» или поддержанием самоуважения затмевает других задачи настолько, что в этом случае нас можно считать поглощенными исключительно собой. Термины «нарциссическая личность» и «патологический нарциссизм» применяются именно к такой диспропорцианальной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике. Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссически организованные люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы.

В работе «комплекс Бога» 1913 г. Эрнст Джонсон первый из авторов психоаналитического толка изобразил наиболее явно грандиозный тип нарциссической личности. Джонсон описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других. Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья – от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становиться душевнобольным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом. Он служит примером того типа, который можно встретить в любой клинике. Вильгельм Райх /1933г/ в книге «Анализ характера» посвятил главу рассмотрению «фаллически – нарциссического характера», представленного как самоуверенный, иногда горделивый, гибкий, сильный, нередко привлекательный. Повседневное поведение – не вкрадчивое, как при пассивно-женском характере, я обычно надменное, либо холодно сдержанное, либо насмешливо агрессивное, иногда «колючее», по выражению одного представителя данного типа. По отношению к объекту, в том числе в любви, нарциссическое противоположно объектно – либидинозному и с избытком проявляет более или менее прикрытые садистические черты. Такие люди в повседневной жизни обычно отражают любую ожидаемую атаку посредством атаки со стороны. Их агрессивная сущность проявляется не столько в том, что они делают или говорят, сколько в том, в каком виде выражаются их деяния. Своими ближними, в особенности теми, кому не свойственна агрессивность, они воспринимаются как в целом склонные к агрессиям и провокациям. Ярко выраженные типы склонны занять ведущее положение в жизни и плохо переносят положение подчиненного члена массы. И если у него возникает необходимость, как например, в армии или в аналогичной иерархической организации, подчиняться одним, то они стараются возмещать это господством над другими. На удары по тщеславию они реагируют либо холодной замкнутостью, глубокими приступами дурного настроения, либо решительной агрессией. Их нарциссизм внешне проявляется в отличие от других характеров не инфантильно, я подчеркнуто самоуверенно, с надменностью и чувством собственного достоинства, хотя в основе их поведения лежит не меньшая инфантильность.

По мере продолжения психоаналитических исследований личности стало ясно, что явная грандиозность личности явилась лишь одной из форм того, что мы сегодня рассматриваем как нарциссическую проблему или «расстройство собственного Я(Кохут 1978г)». Современные аналитические концепции охватывают множество различных проявлений ядерных проблем идентичности и самоуважения. Бурстен (1973г) предложил типологию нарциссических личностей включающую страстно требовательный, параноидный, манипулятивный и фаллический нарциссический варианты. В дальнейшем многие авторы заметили, что в каждом тщеславном и грандиозном нарциссе скрывается озабоченный собой застенчивый ребенок, а в каждом депрессивном и самокритичном нарциссе прячется грандиозное видение того, кем этот человек должен бы или мог бы быть /Э. Миллер /1975г/; Мэйснер 1979г; Моррисон1983г/. Общим для нарциссических личностей, по разному себя проявляющих, является присущее им внутреннее чувство или страх, что они «не подходят»; чувство стыда, слабости и своего низкого положения. Их компенсаторное поведение может сильно разниться, но в конечном итоге обнаруживается сходная озабоченность.

Наиболее часто в литературе, посвященной этой теме, звучит, что люди, имеющие риск развития нарциссического характера, могут оказаться более других конституционально чувствительны к невербальным эмоциональным сообщениям. А именно: нарциссизм развивиается у таких детей, которые кажутся сверх чувствительными к непроявленным, невыраженным аффектам, отношением и ожиданием других. Например, Элис Миллер /1975г/ считает, многие семьи «содержат» оного ребенка, чей природный интуитивный талант бессознательно используется его воспитателями для поддержания их собственной самооценки, и что этот ребенок вырастает в замешательстве относительно того, чью жизнь ему положено прожить. Согласно этим представлениям, такие одаренные дети с большей вероятностью чем не наделенные подобным талантом, используются как нарциссическое расширение, и, следовательно, повзрослев, более подвержены риску стать нарциссическими.

В различных работах посвященных обсуждению наиболее явно грандиозно нарциссических пациентов, О. Кернберг /1970г/ предполагал, что они, возможно, обладают или врожденным драйвом агрессии, или конституционально обусловленной недостаточной способностью переносить агрессивные импульсы.

В клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Стыд – это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находиться в не собственного «Я». Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти – родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые /как мне кажется/ могли бы способствовать тому, чего я лишен. Зависть лежит в основании другого широко известного качества нарциссических людей -склонности осуждать самого себя или других. Если я ощущаю дефицит чего либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаления, презрение или путем критики /Ненси Мак-Вильямс/.

Нарциссически структурированные люди могут использовать целый спектр защит, но наиболее они зависят от идеализации и обесценивания. Эти защиты комплементарны в том смысле, что при идеализировании собственного «Я» значение и роль других людей обесценивается и наоборот. X. Кохут начал использовать термин «грандиозное» «Я» для передачи чувства собственного величия и превосходства, которое характеризует один из полюсов внутреннего мира нарциссической личности. Это грандиозность может ощущаться внутренне или же проецируется. Происходит постоянный процесс «ранжирования», который нарциссические личности используют при обращении с любой проблемой, стоящей перед ними: какой врач «лучше»? какая школа «самая лучшая»? где «самые жесткие» требования при обучении? Реальные преимущества и недостатки могут абсолютно не приниматься во внимание ввиду озабоченности престижностью.

Родственной защитной позицией, в которую становятся нарциссически мотивированные люди, считается перфекционизм. Они ставят сами перед собой не реалистичные идеалы, и либо уважают себя за то, что достигают их /грандиозный исход/, либо /в случае провала/ чувствуют себя просто непоправимо дефективными, а не людьми с присущими им слабостями /депрессивный исход/.

Иногда нарциссические личности решают свои проблемы с самоуважением, считая кого либо – любовника, учителя, литературного героя -совершенным. Затем они чувствуют собственное величие, идентифицируясь с этим человеком /»Я – придаток его, который не может ошибаться»/. Некоторые пациенты имеют пожизненные паттерны идеализации кого либо и, вслед за этим, свержения этой личности с пьедестала, когда обнаруживается его несовершенство. Перфекционистское решение нарциссической дилемы, по сути, является саморазрушительным: недостижимые идеалы создаются, чтобы компенсировать дефекты в «Я». Эти дефекты кажутся настолько презренными, что никакой краткий успех все равно не может их скрыть, а кроме того, никто не может быть совершенным, поэтому вся стратегия проваливается, и обесценненное «Я» проявляется снова /Ненси Мак Вильяме/.

Одной из проблем оказания помощи нарциссическим пациентам является доведения до них следующего обстоятельства: принимать людей не осуждая и не используя, любить не идеализируя, выражать подлинные чувства без стыда -это хорошо. Нарциссические люди могут и понятия не иметь о такой возможности.

Я психологи ввели термин «сэлф – объект» для обохначения тех людей, которые подпитывают наши чувства идентичности и самоуважения своим подтверждением, восхищением и одобрением. Данный термин отражает тот факт, что индивидуумы, играющие эту роль, функционируют и как объекты вне собственного «Я», и как часть внутри очерченного собственного «Я». Помогая модулировать самоуважение они присоединяют или замещают то, что у болынинсва из нас является внутренней функцией. Все мы имеем сэлф — объкты и нуждаемся в них. Если мы теряем их, то чувствуем себя уменьшившимися – как если бы умерла наша жизнено важная часть. Кроме того, реальность и мораль требуют от нас, чтобы другие были для нас кем-то большим, чем сэлф – объекты; мы должны относиться к ним с учетом того, кто они есть и в чем нуждаются, они только того, что они делают для нас. Нарциссические личности настолько нуждаются в сэлф – объектах, что другие аспекты взаимоотношений бледнеют перед этой потребностью, а могут и вовсе не проявлятся. Таким образом, наиболее печальной ценой ориентации является недоразвитая способность к любви. Несмотря на то, что другие люди играют важную роль в поддержании равновесия нарциссического индивида, его потребительская цель – удовлетворение собственных потребностей – просто не оставляют другим энергии, кроме связанной с их функциoнирование в качестве сэлф – объектов и нарциссических расширений. Следовательно, нарциссические люди посылают своей семье и друзьям противоречивые сообщения: их потребность в других велика, но любовь к ним поверхностна. Нарциссические пациенты могут оказаться чрезвычайно важными для родителей или других заботящихся о них лиц не благодаря тому, кем они в действительности являются, а потому, что выполняют некую функцию . Противоречивое послание о том, что его высоко ценят (но только за ту особую роль которую он играе), заставляет ребенка чувствовать: если его настоящие чувства – в особенности враждебные и эгоистические – обнаружаться, за этим последует отвержение или унижение. Это способствует развитию «ложного сэлф» /Винникотт 1960г/ – представления другим только того приемлимого чему, он научился /кардинальное отличие этиологии психопатии и нарциссизма состоит в том, что антисоциальная персона появляется в условиях явного пренебрежения, тогда как нарциссически организованная личность рождается в условиях особого вида внимания или даже безумной любви, когда поддержка дается при скрытом условии, что ребенок включен в нарциссический план родителей и способствует его реализации./

Большинство родителей воспринимают своего ребенка со смесью своих нарциссических потребностей и истинной им эмпатией. Каждый ребенок до некоторой степени рассматривается как некоторое ресширение. С некоторой осторожностью следует заметить, что ребенок рад, что к нему так относятся. Заставит родителей гордится и восхищатся получая заслуженную высокую оценку — одно из самых сладких удовольствий детства. Как правило, проблемой является степень и баланс: получает ли ребенок внимание также и независимо от того, содействует ли он целям родителей?

Родственным аспектом воспитания людей, ставших в последствии нарциссическими, является атмосфера постоянного оценивания в семье. Если на ребенка делается ставка, как на жизненно важный объект, необходимы для собственной самооценки, то всяких раз когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или косвенно критиковать. Конечно, никто не воспитывает ребенка совсем без критики, но скрытое сообщение о том, что он почему-то /не ясно, почему/ недостаточно хорош, резко отличается от конкретной обратной связи при совершении какого либо проступка. Оценочная атмосфера постоянной похвалы и одобрения, которая встречается в меньшинстве семей с нарциссическим ребенком, в равной мере требует развития реалистичной самооценки. Ребенок всегда чувствует, что его судят, даже если вердикт оказывается положительным. На каком-то уровне он осознает, что отношение постоянного одобрения фальшиво. Несмотря на сознательное ощущение собственной правоты, которое может вытекать из такой обратной связи. Подобная фальшь приводит к возникновению свербящего беспокойства: это обман, незаслуженная лесть, имеющая только косвенное отношение к тому, что ребенок есть на самом деле.

Таким образом, мы вновь наблюдаем, как определенная структура характера может быть «унаследована», хотя сами родители не обязательно должны представлять собой нарциссические личности, чтобы вырастить сына или дочь, которые будут страдать от нарциссических нарушений. Родители могут испытывать нарциссические потребности к определенному ребенку, которые приводят к состоянию, при котором ребенок не способен отличить свои подлинные чувства от попытки доставить удовольствие или произвести впечатление на других, то что не составляет проблему для одного родителя, является серьезной проблемой для другого. Все мы желаем нашим детям того, в чем сами испытывали недостаток. Это желание безобидно, но только до тех пор пока мы уберегаем своих детей от малейшего принуждения жить ради нас.

Люди, чья свобода выбора была резко ограничена в результате какой-либо катастрофы /например, войны или гонений/особенно склонны посылать сигналы о том, что их дети должны прожить ту жизнь, которой у них никогда не было. Типично, что дети травмированных родителей вырастают со спутанной идентичностью и ощущением смутного стыда и пустоты. Сообщение о том, что «в отличие от меня, ты можешь иметь все», является особенно деструктивным, так как никто не моет иметь все; каждое поколение будет сталкиваться со своими собственными ограничениями. Унаследование такой не реалистичной цели калечит чувство самоуважение.
Уже упоминалось, что многие особенности самопереживания людей с нарциссическим диагнозом включают в себя чувство смутной фальши, стыда, зависти, пустоты или незавершенности, уродства и неполноценности или их компенсаторные противоположности – самоутверждение, чувство собственного достоинства, презрения, защитная самодостаточность, тщеславие и превосходство. Отто Кернберг описывает эти полярности как противоположное состояние Эго, грандиозное /все хорошо/, или, наоборот, истощенное /все плохо/ восприятие собственного «Я». Данные полярности яв-ся единственными возможностями организации внутреннего опыта для нарциссических личностей. Чувство, что они «достаточно хороши», не входит в число их внутренних категорий.

Нарциссически структурированные люди на некотором уровне осознают свои психологические слабости. Они боятся отделения, резкой потери самоуважения, или самосоответствия /например, при критике/ или внезапных сильных чувств как никто другой / Голдберг 1990г/. Они чувствуют, что их идентичность слишком хрупка, чтобы не рассыпаться и выдерживать некоторое напряжение. Их страх фрагментации внутреннего «Я» часто смещается в сторону озабоченности своим физическим здоровьем. Таким образом, эти люди склонны к ипохондрической озабоченности и к болезненному страху смерти.

Трудно уловимым результатам перфекционизма нарциссических личностей яв-ся избегание чувств и действий, выражающих осознание личной несостоятельности, либо реальную зависимость от других. Так, раскаяние и благодарность представляют собой те отношения, которые нарциссические люди стремятся отрицать /Мак-Вильяме 1990г/.

Сожаления о некоторых личных ошибках или ранах включают в себя признание дефекта, а благодарность кому-то за помощь, подтверждает потребность в них. Так как нарциссические люди пытаются построить позитивные ощущения самих себя на основе иллюзии об отсутствии неудач и потребности в помощи они боятся, что признание вины или зависимости выставит на всеобщее обозрение нечто неприемлимо постыдное. Таким образом, нарциссические личности или избегают искренних извинений или благодарности, раскаяния и признательности, или они к этому просто не способны, что очень сильно обедняет их взаимоотношения с другими людьми.

Согласно определению, диагноз нарциссичечкой организации строится на том наблюдении, что пациент нуждается во внешнем подтверждении, чтобы ощущать внутренние соответствие. Теоретики довольно сильно расходятся в том вопросе, что следует сильно акцентировать – или грандиозный аспект, или аспект бессилия нарциссического переживания самого себя /О. Кернберг и Х.Кохут/. Психоаналитическим эквивалентом загадки о курице и яйце может служить вопрос: что появилось первым в эволюции патологии нарциссизма -грандиозное состояние собственного я, ил состояние беспомощности стыда. С феноменологической точки зрения эти контрастные состояния Эго находятся в тесной связи – во многом подобно тому, как депрессия и мания яв-ся противоположными сторонами одной психологической медали /Ненси Мак-Вильямс/.

Библиография:

1. Фрейд 3. «О нарциссизме» М.,1996г
2. Э. Фромм «Душа человека» М.,1992г
3. О. Кернберг «Пограничная организация личности» и «Факторы в психоаналитическом лечении нарциссических личностей» /Антология современного психоанадлиза/ т. 1 М., 2000г
4. Х.Кохут «Психоаналитическое лечение личностей: опыт систематического подхода»/Антология современного психоанадлиза/ т. 1 М., 2000г
5. В. М. Лейбин «Словарь справочник по психоанализу» Санкт-П 2001 г
6. Н.Мак – Вильяме «Психоаналитическая диагностика» М. 2004г
7. Вильгельм Райх «Характероанализ» М.,1999г

инфо

Комментарии закрыты.