Июл

3

Я был еще студентом техникума, когда… прочел ряд работ
основоположника космической науки.
Циолковский перевернул мне душу.
Это было куда сильнее Жюля Верна,
Герберта Уэллса и других писателей-фантастов.
Ю. Гагарин, Летчик-космонавт СССР,
Герои Советского Союза
16.01.1966
Мы с детства знакомы с тем, что К. Э. Циолковский является отцом советской космонавтики, что по-хозяйски вторгалась в космос мысль ученого: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Что еще? Он очень любил людей, все свои труды завещал Коммунистической партии и народу, изображен на памятнике в кругу пионеров держащим самолетик…

«Кто такой Циолковский?» – пишет «Вечерняя Москва» 3 мая 1925 года. Я задумался об этом же в 2006 году и был удивлен, что кроме формулы тяги реактивной струи, которая в частном виде повторяла общеизвестные формулировки физики, я и не знаю. А написано то книг – и не перечитать!
Конечно, у настоящего гения – интереснейшая биография. Очень поразило меня то, что К. -Э. Циолковский старался все смастерить собственными руками, как это делал Можайский, что он обращался за помощью к Менделееву, Жуковскому и получал ее, что в нем Эйнштейн увидел родственные черты – способность удивляться, не верить авторитетам и рассматривать проблемы заново… и многое другое.
Как же Константин Эдуардович стал гением? К. Э. Циолковский сам ответил в рукописи «Фатум»: «Учиться в школе я не мог. Учителей совершенно не слышал… мой ум находил другой источник идей – в книгах… я стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией, математикой и т. д. Книг было, правда, мало, и я больше погружался в собственные мои мысли».
Тайны бытия не давали К. Э. Циолковскому покоя. Его интерес к космическим загадкам велик, но, пожалуй, больше всего ученого волнует тайна жизни, ее возникновения и распространения во вселенной.
Чтобы поговорить о мыслях этого великого человека, необходимо сначала рассмотреть основные идеи русского космизма, одной из ключевых фигур которого и является Константин Эдуардович.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА
Под космизмом часто понимают целый поток русской культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.
Но именно в нашей стране зародилось уникальное космическое направление научно-философской мысли. Чертой русского космизма является идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Человек для русских космистов – существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Важное место занимают рассуждения о достижении бессмертия.
Родоначальником всей космической мысли в России был мыслитель второй половины XIX века Николай Николаевич Федоров, только после смерти которого вышло собрание его избранных трудов, озаглавленное учениками «Философия общего дела», которое открывало перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри каждого индивидуума.
«От несовершенных опытов человечество, по мере увеличения знаний, должно перейти к овладению всеми земными процессами, превратить свою планету в полностью управляемый космический корабль», – рассуждает Федоров и с самого начала подчеркивает неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целой Вселенной.
Федоров отмечает две фундаментальные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. «Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а ограниченность во времени – смертность – одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную». Первая ограниченность – в пространстве, прикрепленность к Земле – разрешается, по мысли Федорова, расселением в космосе, обретением способности к «бесконечному перемещению», вторая – во времени, наша смертность – завоеванием бессмертного статуса бытия, восстановлением погибших, умерших.
Одним из последователей взглядов Н. Ф. Федорова них был замечательный ученый, физик-теоретик Н. А. Умов, который взглянул на явление жизни как случайность, но, «раз возникнув хрупким островком в океане мертвой материи, …именно она теперь движет судьбу Вселенной, жизнь борется, …создает существа уже гораздо прочнее прежних и в высшем творческом порыве живая материя создает человека, …который в способности к творчеству менее всех живых существ приспособлен к природной среде …и не довольствуется ее естественными предложениями, …он все творит сам».
Сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К. Э. Циолковского, который впоследствии конкретно разрабатывал идеи «Философии общего дела» ярко воображая наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты, метеорическую регуляцию, широкое использование солнечной энергии, усовершенствование растительных форм. В отличие от Федорова, Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах и идею, что смерти, главного врага федоровского человека, не существует.
Одна из наиболее серьезных ветвей космизма в 1920-е годах была представлена биокосмистами Н. А. Сетницким, А. К. -Горским, В. Н. -Муравьевым, который, в частности, стремился к обоснованию идей космической экспансии, преодоления смерти и возвращения к жизни погибших.
Огромен и конкретен научно-философский вклад в космизм В. И. Вернадского, ставящего на почву реальности дерзновенные идеи предшественников, которые могли обернуться прекрасными воздушными замками.
Идеи В. И. Вернадского о космичности жизни, о биосфере (сфере жизни) и ноосфере (сфере разума) позволили скомпенсировать дисбаланс теории естественного отбор Дарвина, при котором выживает сильнейший и умнейший за счет слабого, самодостаточностью и высшей ценностью человеческой личности.
С появлением человека, по В. И. Вернадскому, создается «новая форма власти живого организма над биосферой», дающая возможность полностью преобразить и одухотворить природу трудом и творчеством человека.
Научными фактами, эмпирическими обобщениями В. И. Вернадский доказывает: чтобы жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию авангарда живого вещества, человечеству требуется непрерывно восходить, следуя в этом законам эволюции.
Особый вклад в развитие русского космизма внес А. Л. Чижевский, выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии. Самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала теория гелиотараксии (от гелиос – Солнце и тараксио – возмущаю); ее основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца».
Крупный советский ученый, академик В. Ф. Купревич, в 1969 году выступил с идеями, что смерть не изначальна в природе, она явилась приспособительным средством, выработанным в процессе эволюции для более быстрого совершенствования рода под действием естественного отбора. Но в человеке этот механизм непросто исчерпывает себя, через него уже не достигается прогресса, ибо вступает активная, преобразующая мир и себя сила – разум, по самой своей сути требующий бесконечного личностного совершенствования. Смена поколений превращается в анахронизм. Породив сознание, природасоздаетпредпосылки остановки процесса естественного отбора и, соответственно, смерти.
В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу. Гуманизм, не прекраснодушный, а основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойственен всему этому семейству идей.
МЫСЛИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горечью в сердце, не узнав, что вас ожидает непрерывная радость. Мне хочется, чтобы ваша жизнь была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья. Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью и в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни.
К. Э. Циолковский (Монизм вселенной)
Константин Эдуардович гениально вырвал сознание человека из рутины обыденной жизни и расширил мировоззрение современников до понимания своей роли в космической эволюции, в своих трудах он подробно показал, что все порождено Вселенной и есть только проявление ее воли.
На современном уровне развития Земли мы наблюдаем множество мучений, несправедливостей и мук. Люди таковы, что только страдания могут их переделать и вывести к лучшему. Мы своими поступками, эмоциями и мыслями можем сделать только то, что на сегодняшний день позволяет Вселенная.
Качество нашей деятельности с развитием человечества измениться и тогда «воля космоса на Земле проявится во всем блеске высочайшего разума. Космос породил не зло и заблуждение, а АСТРОНОМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Планеты объединены в солнечные системы, системы в галактики, далее воображение подсказывает, что должны быть объединения более высшего порядка, например, Эфирный Остров и т. д. Мир астрономических объединений периодичен, звезды гаснут, сливаются и образуют разряженную массу, происходит взрыв и снова образуется звездное небо с совокупностью множества солнц, этими явлениями синтеза и анализа совершается вечный круговорот материи.
Одна наша Галактика Млечный Путь содержит около миллиарда планетных систем, подобных нашей. Их планеты состоят из тех же веществ, как и Земля, также освещены солнечными лучами, подвержены силе тяжести, имеют атмосферу, сутки, времена года, моря, подходящую для жизни температуру. Планеты находятся на разных расстояниях от светил, постепенно удаляясь от них и остывая, но в определенные астрономические периоды они находятся в благоприятном положении для самозарождения и развития жизни. Конечно, жизнь примет формы и вид соответствующий конкретным планетным условиям. Зачавшись в удобный момент, жизнь не погибает при постепенном изменении условий, а успевает приспосабливаться к ним.
Всю бесконечность космоса, в принципе, не может объять ограниченный человеческий ум. Вселенную характеризуют неразрывные между собой понятия: материя, время, и пространство. Это величайшие неразгаданные тайны.
Материя и гравитация почти недоступны нашему пониманию.
Время нельзя представить ограниченным, можно лишь вообразить год, минуту… Прошлое и будущее бесконечно, человечество всегда будет находиться посередине, в настоящем, сегодня, сейчас.
Пространство же имеет не только множество направлений и величину, но и множество форм, а кроме астрономической многомерности, бесконечную при микроанализе. Любая простая частичка может быть таким же сложным миром, как Земля с ее жителями или как любая солнечная система.
Может быть, какой-нибудь великан, рассматривая в микроскоп частицу материи, заметит солнце и радостно воскликнет: «наконец-то я открыл частицу материи». Но как он ошибется, приняв солнце за неделимый атом.
Мир всегда существовал, поэтому, процесс усложнения продолжался бесконечно и вещество вселенной должно иметь бесконечную сложность и неизвестное строение, так же со временем происходила его концентрация в более плотное.
Каждая прошедшая эпоха создала своих разумных существ, мы им кажемся грубо материальными, а они нам сейчас не видны в силу разряженного строения и кажутся «бестелесными духами». В отношении последующих эпох мы окажемся таковыми.
Учитывая колоссальный возраст эпох, можно предположить, что наши предшественники достигли более высокого уровня развития, чем человечество и существуют параллельно и невидимо рядом с нами, изредка проявляя себя непонятными явлениями.

Вывод – бесконечно сложен космос и весь кишит жизнью.

Магистр космоэнергетики С.Прохоров

(Окончание следует)

Комментарии закрыты.